ЭССЕ «Я – учитель».

ЭССЕ  «Я учитель».

Счастлив тот, кого судьба привела к тому,
к чему предназначила его природа.
Счастлив он сам и счастливо
 через него человечество.
А.Дистерверг
Я учитель…И этим счастлива!!! Счастлива вот уже 25 лет.
          Счастлива, когда открываю двери школы; счастлива, когда слышу ребячий гвалт в перемену; счастлива, когда вижу перед собой несколько десятков глаз; счастлива, когда слышу на уроке хороший, аргументированный ответ…
           И ради этого, конечно же, стоило выбрать именно эту профессию. А ведь когда-то на предложение своей мамы поступать в педагогический, на математический факультет, я ответила категорично «нет». В то время была уверена, что учитель-это скучная и однообразная работа.
          Помню, что в 10 классе очень хотела связать свою жизнь с новым и перспективным направлением  использования ЭВМ. Впервые об электронно-вычислительных машинах я узнала из газет в 1985 году, когда мне было 15 лет и необходимо было задуматься о выборе профессии.
        Читая очередную газету, вдруг узнаю, что на базе Государственного пединститута открыта экспериментальная площадка по подготовке специалистов связанных с применением ЭВМ. Это был математический факультет, готовящий специалистов квалификации «учитель математики, информатики, организатор учебного процесса на базе ЭВМ». Вот она счастливая судьба!
         И вот я студентка педагогического института… Потом школа! Школа на всю жизнь!!! И сейчас понимаю, что эта случайность - была моей судьбой!
Признаюсь, порой бывает очень трудно, работы не переделать: планы, тетради, программы, отчеты, экзамены…,  на семью времени не хватает. Но, все равно счастлива!!!
           Чем же держит меня школа. Ответила бы: «Мне все это просто интересно!». Интересно общаться с учениками, интересно делать вместе с ними новые открытия, решать сложные математические задачи, удивляться неожиданным результатам компьютерных экспериментов, да просто поговорить с моими добрыми и открытыми учениками тоже интересно.
             Мои ученики – дети нового поколения, школьники, которые знают в отличие от выпускников 80х годов  разницу между понятиями « Компьютер» и «ЭВМ». Выпускники 21 века  во многом уникальны, эти дети - носители нового сознания. Новое поколение, выросшее в период бурного развития компьютерных технологий. Они  привыкли познавать мир через компьютерные игры, живому контакту предпочитают заочное, виртуальное общение в социальных сетях: там они быстрее находят друзей, чем в собственном классе. Но все же они УНИКАЛЬНЫ!!!
           Нам нужно внимательнее всматриваться в этих будущих взрослых, от которых  зависит  «наше завтра», и постараться понять, что они захотят взять  в свое  «Прекрасное далёко», а что выбросят, как хлам, за ненадобностью и неактуальностью.
        Передо мной, как перед учителем информатики стоит задача научить, подсказать, сориентировать детей на то, как получить нужную информацию и преобразовать её в процессе обучения.
        Что больше всего любят дети на уроке информатики? Конечно, работу с компьютером. Таким эффективным средством стало для меня вовлечение в учебный процесс информационных образовательных ресурсов. Включаю в обучение интерактивные методы. Открываю в себе учителя-новатора.
        Это так здорово, видеть, как загораются глаза учеников, когда проскакивает искра озарения, приходит понимание. Так здорово - сопереживать их успехам, чувствовать вместе с ними удовлетворение от хорошо выполненной работы.
         Так здорово - чувствовать себя на одной волне с ними. Учитель не должен позиционировать себя «над учеником», как некий «абсолют» или «истину в последней инстанции».
          Владение информационно коммуникативными технологиями позволяет мне и уроки математики делать наиболее увлекательными.
Не устаю говорить ребятам, что именно от уровня математического образования  в жизни каждого человека зависит многое. Оно нужно не только тем, кто впоследствии будет заниматься математикой или математическими вычислениями, а всем без исключения.
Сама я тоже каждый день на уроках решаю множество задач. Например, как эффективно организовать работу ребенка на уроке, как научить его учиться, как лучше построить его взаимоотношения с одноклассниками… Представляете, я за годы работы в школе научилась успешно решать эти и другие образовательные задачи.
Убедилась, например, что учить ребенка учиться - значит организовать работу так, чтобы он не просто действовал, но и ставил цели, умел контролировать и оценивать свои и чужие действия, творчески подходил к выполнению работы, видел продукт своей деятельности. Ведь только каждый самостоятельно приобретает свой жизненный опыт  через разные виды деятельности, и чем он богаче, тем легче ребенку строить взаимоотношения между всеми участниками социума, тем гуманнее отношение к окружающему миру, тем содержательнее его внутренний мир.
Работая с классами КРО, я по другому посмотрела на процесс обучения и поняла что, имея отличные знания, но не чувствуя душу своего ученика, не любя детей, педагог не будет Учителем для своих  учеников.
   Помочь ребёнку обогатить этот мир знаниями, развить его личностные качества, которые необходимы для успешной самореализации -  вот  главная задача  любого учителя.
Для меня важно не только проникнуть в мир ребёнка, дать шанс ему  проявить себя,  но и  не сломать мир его души.
    Считаю, что воспитание и обучение, в процессе которого главным образом осуществляется воспитание, должны быть направлены на личностное развитие ребенка, формирование высоконравственной, культурной, творчески активной и социально – зрелой личности каждого ученика.
    Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, нельзя его воспитать, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания.
Можно только помочь ребёнку обогатить этот мир знаниями, развить его личностные качества, которые необходимы для его успешной самореализации.
Слова великого педагога В.А.Сухомлинского стали в моей работе педагогическими заповедями :  «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». 
         А сегодня, как и всегда, я счастлива и продолжаю строить планы на будущее! Учиться всю жизнь, не останавливаться на достигнутом, сомневаться, искать  ответы на вечные вопросы, быть рядом старшим другом для своих учеников. Все это тревожит и заставляет постоянно  трудиться над своей собственной душой…
        Завтра будет новый школьный день,   новые  детские удачи или промахи, завтра я опять встречусь со своими учениками, и на меня как всегда будут смотреть их широко открытые глаза.
       И только в одно я верю точно, что все затраченные силы моей души вернутся ко мне успехами и победами моих учеников.

Учителем быть — это здорово!
Работать и сердце свое отдавать.
Волнуюсь сейчас и думаю:
Можно ли лучше Рождественского сказать?
Можно ли возвеличить того, кто душою велик,
Можно ли осуждать того, кто не смог и сник?
Учителем быть — это здорово!
Это когда на гребне волны,
 
Это когда с ребенком
Цели и замыслы одни!