Методический семинар
«Система работы учителя математики по подготовке обучающихся, испытывающих
затруднения при сдаче ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ»
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь» Конфуций.
Тезисы к семинару :
·
Представленный педагогический
опыт в решении проблем качества образования будет полезен не только педагогам,
готовящим детей к итоговой аттестации по своему предмету, но и тем учителям,
кто испытывает затруднения при обучении детей с низкой мотивацией.
·
Нормативно-правовая
база.
·
Новые
педагогические технологии при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
·
Концепция
обучения математике обучающихся,
испытывающих затруднения при подготовке к экзамену.
·
Эффективность
работы представленной системы.
·
Пять
принципов моей работы.
·
Материалы
участникам образовательной системы.
/Проведение
семинара предусматривает
использование презентации
Раздаточный материал семинара:
·
Примерный
план мероприятий по повышению эффективности подготовки обучающихся к итоговой
аттестации по математике, который сложился в нашей системе работы.( Приложение №1)
·
Планируемая
работа с обучающимися. ( Приложение №2)
·
Планируемая
работа с родителями. ( Приложение №3)
·
Перечень
педагогических технологий с описанием порядка использования и применения в урочной и внеурочной
деятельности.
( Приложение №4)
·
Рекомендации
выпускнику. ( Приложение №5)
·
Рекомендации
педагогам. (Приложение №6)
С
момента введения ЕГЭ в Свердловской области, а точнее с 2009 года, мне приходилось ежегодно готовить к экзаменам 9 и 11 классы, что дает мне право
говорить о проблемах при подготовке и результатах экзаменов по всем видам итоговой аттестации выпускников с 2009
по 2017 г. -ОГЭ,ГВЭ, ЕГЭ по математике и
информатике.
Проанализировав результаты работы, принесшие положительную динамику качества обучения,
отследив причины негативных моментов работы, определив дальнейшие пути своей
педагогической практики с учетом ФГОС, я предлагаю Вашему вниманию
апробированную «Систему работы учителя математики по подготовке обучающихся,
испытывающих затруднения при сдаче ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ».
Мой опыт в решении проблем качества образования будет
полезен не только педагогам, готовящим детей к итоговой аттестации по своему
предмету, но и тем учителям, кто испытывает затруднения при обучении детей с
низкой мотивацией.
Учитывая
то, что трижды мне приходилось брать выпускной класс перед экзаменом и за короткий промежуток времени готовить его
к ИА, передо мной встала ПРОБЛЕМА:
подготовка к экзамену обучающихся,
испытывающих затруднения в изучении математики, за короткий промежуток времени,
с учетом их низкой мотивации и пробелов в знаниях.
В процессе освоения современных методических приемов в
работе с обучающимися, испытывающими проблемы при обучении математике, разработке
мониторинга качества результата образования и в
совокупности с образовавшейся проблемой, были определены направления моей работы и сформулированы в виде следующей цели и задач:
Основная цель моей педагогической деятельности заключается в
формировании ключевых компетентностей у обучающихся: информационной,
коммуникативной, личностной, учебно-познавательной,
достижении высоких предметных и личностных результатов по математике и
информатике.
Задачи:
• определить
условия, обеспечивающие индивидуализацию обучения и мотивацию к овладению
знаниями,
• создать
условия для обеспечения качества образования с разным уровнем подготовки и
формирования положительной мотивации к овладению знаниями,
• систематизировать
учебные знания учащихся для развития исследовательских умений в условиях
адаптивной школы и познавательной активности обучающихся,
• отслеживать
результаты обучения через мониторинг и
индивидуальные карты учащихся,
• разработать
концепцию обучения математике учащихся, испытывающих затруднения в изучении
данного предмета.
В своей работе руководствуюсь
следующими документами:
-
ФЗ РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Конвенция о правах ребенка;
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
-Приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении базисного
учебного плана и внесении изменений в него, об утверждении учебных планов для образовательных
учреждений, о Федеральных государственных образовательных стандартах;
-
Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях.
- Нормативно-правовое обеспечение
введения ФГОС.
Моя педагогическая
деятельность направлена на достижение
цели через использование современных образовательных технологий и новых
методик, направленных на повышение качества
обучения математике и информатике в школе.
Для решения проблемы
образования я подробно изучила, освоила
и применяю следующие технологии:
®
технологии
дифференцированного математического образования, направленные на личностно-ориентированное
обучение;
®
педагогические
технологии выявления пробелов знаний, наиболее успешны в моей практике через
мониторинг результатов контрольных точек по предмету;
®
метапредметные технологии на уроках математики и информатики
часто связываются с тематикой физики и химии,
осуществляются через сотрудничество с учителями данных предметов;
®
технология
«Алгоритмизация обучения» дает возможность учащимся определить четкую
последовательность УУД;
®
ИКТ, используемые
на интегрированных уроках, помогают не только в наглядности, но и в сбережении
времени всех участников обучающей системы.
®
создание условий
для заинтересованного отношения к учёбе
дает возможность комфортного формирования универсальных учебных
действий, обеспечивающих успешное прохождение выпускниками школы итоговой
аттестации. (Подробнее приложение №4).
Обеспечение качества математической
подготовки выпускников ОУ через освоение
и применение современных методик работы с обучающимися, в том числе
испытывающими проблемы при обучении математике, сроднило меня со следующими
замечательными словами Экзюпери:
«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы –
пусты.
Обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити.
Не отягощайте детей мертвым грузом фактов,
обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать.
Не судите о способностях по легкости усвоения,
успешнее и дальше идет тот, кто мучительно
преодолевает себя и препятствие.
Любовь к познанию – вот для меня главное мерило образованности ».
Обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити.
Не отягощайте детей мертвым грузом фактов,
обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать.
Не судите о способностях по легкости усвоения,
успешнее и дальше идет тот, кто мучительно
преодолевает себя и препятствие.
Любовь к познанию – вот для меня главное мерило образованности ».
Применяя технологию индивидуального подхода к
обучению и технологию личностно – ориентированного обучения, отслеживаю
результаты обучения через мониторинг и
индивидуальные карты - траектории обучения.
Мониторинг качества обучения мною ведется в
электронном виде, но в связи с дополнительными отчетами о проделанной работе с
группами риска и одаренными детьми, мною созданы бумажные версии мониторингов
выпускных классов. Предлагаю вашему вниманию мониторинги последних 3 выпусков.
«Мониторинг по вертикали»- данные класса вцелом. «Мониторинг по горизонтали» -
индивидуальная карта каждого выпускника с отметками динамики его успехов,
сотрудничества с родителями, определения траектории его личного продвижения
и.т.д.
Благодаря использованию современных методик и новых технологий обучения, были достигнуты стабильные положительные результаты
освоения обучающимися
образовательных программ.
Демонстрируя
диаграммы, указывающие на положительную динамику обучения, мы забываем о
характеристике учащихся и о тех проблемах, которые нам пришлось совместно
преодолевать.
Предлагаю вашему вниманию наш уникальный 10 класс 2012
года. Группа учащихся-выпускников 9 класса, через УО добилась открытия в нашей
школе малочисленного 10 класса. Учащиеся, привыкшие к комфортным условиям
малокомплектной школы, попросту пришли буквально отсидеть 2 года, мотивация к обучению у этих детей была
нулевой. По итогам года (на экране скан журнала годовые оценои за 10 класс)
учащимся было предложено сменить образовательный маршрут, так как вышло 6
годовых двоек (красные кружки) и только 2 хорошие оценки (синие), остальные
имели слабые тройки.
Это единственный в истории нашей школы класс, имеющий двух классных руководителей, которым
приходилось ежедневно в индивидуальном порядке
рассматривать и решать постоянно
возникающие проблемы: посещаемость
занятий, готовность к урокам, состояние
здоровья, непристойность внешнего вида, дисциплинарные
нарушений, нецензурность речи так как контингент класса был «наисложнейшим», большая часть детей из социально-неблагополучных семей.
Ни один учащийся не захотел уйти из школы, так как тут
были «классные МАМА и ПАПА», обеспечивающие горячим питанием и семейным
вниманием. Над формированием положительной учебно-познавательной мотивации в
этом классе работала ВСЯ школа.
Несмотря на полное отсутствие математической базы, за год было
сделано невозможное: «двойки» были закрыты «тройками», появилось 8 «хорошистов».
Итоговые оценки, определяющие качество обучения выпускников 11 класса по математике,
совпали с результатами ЕГЭ (Я брала результаты
ЕГЭ и по шкале переводила первичный балл экзамена в 5 бальный школьный).
-Результаты ЕГЭ по математике учащихся в 2012 году, показали
повышение качества с 11% до 41%, средний балл оценки в результате подготовки
учащимися к данному экзамену вырос с 2,8
до 3,8;
-При подготовке учащихся 11 классов к ЕГЭ по
математике в 2013 году наблюдалась положительная динамика результатов муниципальных экзаменационных
диагностических контрольных работ, показавшая повышение среднего первичного
балла работы с 5,65 баллов до 8,88баллов; (В первой ДКР минимальный порог не
преодолели 10 человек, к марту не справился всего 1 ученик)
В начале
учебного 2013-2014 года я получила
выпускной 9А класс со следующим потенциалом знаний (по итогам 1 четверти было 2
хороших оценки, 8 «двоек» и слабые «тройки», первая МЭДКР показала, что и эти оценки были
завышены, в течении одного года была также проведена серьезная работа с
учащимися по ликвидации пробелов знаний).
В 2014 году ОГЭ по математике учащиеся преодолели с
положительной динамикой качества образования в 11%, средний балл оценки
определил повышение с 2,7 до 3,3.
Используя
полученный опыт, я предлагаю свою концепцию обучения математике учащихся,
испытывающих затруднения при подготовке к экзамену, имеющих низкую мотивацию и пробелы в знаниях,
с учетом краткосрочности обучения.
Результатом
успешного освоения образовательной программы стали высокие результаты
выпускников 9 классов на государственной итоговой аттестации в 2015 году.
На
протяжении 5 лет мною осуществлялось обучение этих двух классов в параллели (9А
–класс нормы ,9В- класс КРО) . Средний балл
ОГЭ по математике в 9 А классе в 2015 году составил -3,54 балла, что
является выше среднего по области и ПГО, доля качественно сдавших экзамен от общего
числа выпускников более 60%.
Средний
балл ГВЭ (Стандартизированная форма оценки качества образования в классах КРО)
в 9 В классе в 2015 году составил 3,57 балла, что также является выше среднего
по области и ПГО, доля качественно сдавших экзамен от общего числа выпускников также более 60%. Все выпускники (из числа
сдававших экзамен) преодолели минимальный порог с первого раза
Результаты ЕГЭ по математике в 2017 году
подтвердили работу предложенной системы,
так как и в этих классах были обучающиеся из группы риска.
Средний балл ЕГЭ базового уровня составил
4,5 , что также является выше среднего
балла по РФ. Средний единичный балл профильного уровня ЕГЭ по математике у моих
выпускников составил 40 баллов. Горжусь, что выпускник
нашей школы Ермаков Максим, стал «высокобальником по математике», набрав
80 баллов при сдаче ЕГЭ профильного уровня. В ПГО в этом году всего 7
«высокобальников по математике» и в том числе наша школа.
Моя концепция обучения математике
учащихся, испытывающих затруднения при подготовке к экзамену.
1) Первое место (желтый
сектор диаграммы) в моей схеме занимает организация самостоятельной работы обучающихся (САМОподготовка), если по ФГОС 75% учебного времени отводится
на С/Р, 25% на постановку ЦЕЛЕЙ , ЗАДАЧ, обобщение
и анализ результатов работы - выводы, то у детей, испытывающих
затруднения при изучении математики не сформирован должным образом аппарат
использования учебных ЗУН. Ребенок не сможет самостоятельно двигаться дальше,
без помощи учителя, даже имея на руках шпаргалки и справочные материалы.
Нет
смысла, дав ему работу, выжидать время, не обращая внимания на проблемы, возникшие в ходе его самостоятельной
деятельности. Необходимо определить
пробелы в его знаниях и помочь в возникших затруднениях. (Во время с/р,
обязательно подхожу к обучающимся, испытывающим
затруднения)
Все
работы в классе мной даются дифференцированно, выполняются на отдельных листах (от
отдельных тетрадей для К/р в выпускных и
предвыпускных классах, вообще
отказалась), после чего делается анализ ошибок и определяются мероприятия по
ликвидации выявленных пробелов ЗУН.
Также
ведется ОБЪЕМНАЯ дополнительная индивидуальная работа с каждым выпускником во
внеурочное время с предлагаемыми каникулярными и праздничными консультациями и
частными занятиями.
2)Системность и
своевременность контроля обучения и
коррекции обратной связи занимает второе место системы.
Вот
уже 5 лет я использую «Онлайн - ВЕДОМОСТИ»(каждый месяц заполняется открытая
таблица оценок, вывешиваемая в классе, в
которой обучающиеся могут увидеть результаты своей работы. Им предоставляется
возможность повысить полученную отметку).
Мой
девиз: «Не боимся делать ошибки, боимся их не исправить».
Ежедневная
проверка выполнения д/з, носящая не оценочную, а отметочную систему, позволяет
сразу определить траекторию ликвидации
пробелов знаний(метод «кнута и пряника» заставляет выпускников серьезней
относиться к выполнению д/з).
На
каждый месяц печатается открытая ведомость, где каждодневно ставится отметка о
выполнении д/з «+-+/-» , которая в
течение недели должна быть закрыта «+», иначе «-» заменится «2». Уже с 5 класса
моим учащимся сообщается, что д/з по
математике делать обязательно, в любом случае, даже если ПОТОП, то на лодке
везем д/з по математике.
Каждый
пропущенный урок и невыполнение д/з объясняется
письменно и определяется время и форма ликвидации пробелов.
3) Третье место, в своей концепции, отвожу созданию и
использованию ПОМОЩНИКА для сдачи экзамена. Так в течение учебного года после изучения каждой учебной темы со всеми выпускными классами мы создаем
МИНИсправочник, в виде «книжки –малышки». Где собраны различные способы решения
экзаменационных заданий, оформленные в виде опорных схем, записаны все необходимые
формулы, теоремы, свойства, правила, приведены краткие примеры и частные случаи
решения - одним словом, создан инструментарий, позволяющий иметь
необходимый БАГАЖ ЗНАНИЙ для успешной сдачи экзамена по математике.
Тут
же использован способ запоминания (взятый мной с одного из форумов новых педагогических
идей) через ПРИЕМ присвоения своего
НАЗВАНИЯ частному случаю решения (так частный случай решения неполного
квадратного уравнения мы вместе с детьми после уникальных преобразований называем
«решим ФОКУСОМ», а решение задач на % расписываем «используя ПАУТИНКУ» и.т.д.).
В
плане неоценимого помощника для подготовки к ОГЭ, я считаю использование тренажеров
по новому плану экзамена. Наибольшая результативность которого
достигается, если ТРЕНАЖЕР использовать не только в выпускном классе, но и предвыпускном,
когда после прохождения очередной темы учебной программы АЛГЕБРЫ или
ГЕОМЕТРИИ, отработка ЗУН ведется с помощью решения экзаменационных
заданий из ТРЕНАЖЕРА. (С 9А 2015 года выпуска мы 1,5 года проработали с этим
учебным пособием, оставшиеся полгода
работали со сборниками к ОГЭ).
4)Использование ИКТ технологий на уроках математики позволяет
не только наглядно разнообразить ход
урока, но и экономить время, необходимое для построения большого количества
графиков. В результате надо дать возможность САМИМ обучающимся сделать вывод и
представить его в наиболее наглядном виде, используя рамки одного урока.(Мною
создано более 100 презентаций, 5 видеоуроков, подготовлено более 10
видеофрагментов, украшающих многие темы урока как математики, так и информатики).
В моем классе существует разнообразный парк
техники, позволяющий на любом уроке в индивидуальном порядке каждому школьнику
поработать с ЭОР. Мною созданы программы-тренажеры для 5-11 классов (Действия
с десятичными дробями, перевод ответа в
десятичную дробь, отработка навыков
счета с положительными и отрицательными
числами).
Выбраны
образовательные сайты с ПС, использующие соответствие тематической программы курса обучения и школьные
учебники.
Использование
ЭР, ПС, П-Тренажеров, К-О тестов в
наибольшей степени помогает обучающимся, испытывающим затруднения в обучении
математики, что дает им возможность
персонально, каждому в своем
обучающе- контролирующем темпе, закрепить и отработать проблемные западающие темы, закрепить регулятивные навыки.(Так
программа «Таблица умножения», используется
НАМИ постоянно с 5 по 11 класс , а уже с 5 класса мы используем сайты для
подготовки к ЕГЭ, где дети с удовольствием решают задания предназначенные для
выпускников, что повышает значимость тем математики средней школы. (В1-проценты,
В2-графики, В5-Площади )
5)Использование метапредметных связей, направлено
на устойчивое формирование УУД, необходимых
на экзамене.
Тесная
взаимосвязь с учителями других предметов позволяет изучение многих тем из курса
математики отработать и закрепить в призме других школьных предметов (Изучение
темы «ВЕКТОРЫ» из курса алгебры проходило параллельно с решением задач на ВЕКТОРЫ по физике). Предварительный
договор с учителем физики позволил одновременно изучить и закрепить данную тему
сразу на двух уроках, а учитывая, что на уроках информатики мы рассматривали программу
построения вектора по его координатам начала и конца, то более недели по
трем предметам одновременно шло изучение именно этой тематики. (Дети говорили :«
ВЫ что сговорились, везде эти векторы и на математике, и на физике, и на ИКТ!!!»)
6)Сотрудничество с родителями является неотъемлемой частью подготовки
к ИА (Являясь законными представителями своих детей, родители зачастую обращаются за помощью в школу по педагогическим вопросам воспитания).
Учителю- предметнику выпускного класса также приходится быть в курсе школьных и
семейных событий выпускников. Разговоры с родителями выпускных классов
проходили почти ежедневно, так как речь шла о помощи детям как со стороны учителя-предметника, воспитателя
и, конечно же, при родительской поддержке
по подготовке к экзамену.
Меня,
как предметника, всегда интересовали и будут интересовать вопросы питания детей
в школьной столовой(МОЯ позиция и сейчас такова - «Кушать дети должны в школе
обязательно!!! И полноценное питание влияет на качество обучения математике!
На память, мышление, внимательность!!!» ).
Родительские
собрания, рейды в неблагополучные семьи,
малые педсоветы совместно с родителями, школьные советы профилактики - это
мероприятия по выработке совместного
комплекса действий, направленного на формирование учебно-познавательной
мотивации обучающихся.
7)Работе психолога уделяется
важная роль. Она направлена на помощь не только обучающимся, преподавателю, но и родителям выпускных
классов. Наша школа, имеющая ставку психолога, оказывает серьезную
психологическую помощь школьникам, испытывающим затруднения при подготовке к
экзамену. Совместно с психологом школы строится траектория работы учителя-математика
с «трудными детьми», выпускниками - имеющими «Страхи перед ЭКЗАМЕНОМ».
8) Методическая помощь администрации позволяет
успешно реализовать рабочие программы по предмету, правильно выбрать и
скорректировать элективные курсы, направленные на подготовку к экзамену.
Совместные диалоги всех участников образовательного процесса, организуемые чаще всего по просьбе
математиков(моей в первую очередь), дают
возможность правильного понимания родителями
требований, предъявляемых учителем-предметником выпускного класса и совместной их реализации.
Также
же следует отметить неоценимую помощь классного руководителя выпускного класса,
направленную на повышение мотивации учащихся, без которой невозможна целостность
всей общей работы с выпускным классом.
Весь
этот огромный механизм обучения
математике, дает результаты только при системной работе всех входящих в её комплекс составляющих компонентов уже через полгода (раньше
результатов быть не может, так как требуется ОСНОВАТЕЛЬНАЯ отработка всех западающих ЗУН у выпускников,
испытывающих затруднения при подготовке к ИА по математике).
Комплекс
необходимых мероприятий для участников
образовательной системы, связанных с итоговой аттестацией обучающихся, предложенный
сегодня на семинаре как «Система работы
учителя математики по подготовке обучающихся, испытывающих затруднения при
сдаче ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ» я попыталась объединить в раздаточных материалах.
Подтверждением эффективности работы
данной системы являются результаты выпускников 2015 года, сдававших итоговую
аттестацию в форме ОГЭ и ГВЭ и результаты ЕГЭ по математике 2017 года.
Мой опыт в решении проблем качества
образования, на примере этой системы работы, будет полезен не только педагогам,
готовящим детей к итоговой аттестации по своему предмету, но и тем учителям,
кто испытывает затруднения при обучении детей с низкой мотивацией.
В заключение хочу остановиться на пяти принципах, которые мне помогают
в работе.
Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии, где только
возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право
выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Принцип открытости.
«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек.
Печально то, что ученик не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ.
Весьма смутно представляет сегодня школьник границы своей информированности,
границы познания наук. Поэтому необходимо показывать эти границы, сталкивать
ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами курса.
Принцип деятельности.
Бернард Шоу
утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».Освоение учениками
знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
Принцип обратной связи.
Регулярно контролировать процесс обучения с помощью
развитой системы приёмов обратной связи.
Принцип идеальности (высокого КПД).
Максимально использовать возможности, знания, интересы
самих учащихся с целью повышения результативности, уменьшения затрат в процессе
образования.
Замечу, что каждый из этих
принципов реализуется с помощью целой гаммы конкретных приемов, над разработкой
и применением которых, конечно же, надо продолжать работать.
Как известно, нет предела
совершенству. Как правило, каждый из нас имеет свои профессиональные
хитрости, приёмы. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему
у каждого из вас.