Семинар по математике

Методический семинар «Система работы учителя математики по подготовке обучающихся, испытывающих затруднения при сдаче ЕГЭ,  ОГЭ, ГВЭ»
«Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь» Конфуций.

Тезисы к семинару :

·        Представленный педагогический опыт в решении проблем качества образования будет полезен не только педагогам, готовящим детей к итоговой аттестации по своему предмету, но и тем учителям, кто испытывает затруднения при обучении детей с низкой мотивацией.
·        Нормативно-правовая база.
·        Новые педагогические технологии при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
·        Концепция  обучения математике обучающихся, испытывающих затруднения при подготовке к экзамену.
·        Эффективность работы представленной  системы.
·        Пять принципов моей  работы.
·        Материалы участникам образовательной системы.
/Проведение семинара предусматривает
 использование презентации
 
Раздаточный материал семинара:

·        Примерный план мероприятий по повышению эффективности подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике, который сложился в нашей системе работы.( Приложение №1)
·        Планируемая работа с обучающимися. ( Приложение №2)
·        Планируемая работа с родителями. ( Приложение №3)
·        Перечень педагогических технологий с описанием порядка использования  и применения в урочной и внеурочной деятельности.  
( Приложение №4)
·        Рекомендации выпускнику. ( Приложение №5)
·        Рекомендации педагогам. (Приложение №6)



С момента введения ЕГЭ в Свердловской области, а точнее с 2009 года,  мне приходилось ежегодно готовить  к экзаменам 9 и 11 классы, что дает мне право говорить о проблемах при подготовке и результатах  экзаменов по всем  видам итоговой аттестации выпускников с 2009 по 2017 г.  -ОГЭ,ГВЭ, ЕГЭ по математике и  информатике.
Проанализировав результаты  работы, принесшие  положительную динамику качества обучения, отследив причины негативных моментов работы, определив дальнейшие пути своей педагогической практики с учетом ФГОС, я предлагаю Вашему вниманию апробированную «Систему работы учителя математики по подготовке обучающихся, испытывающих затруднения при сдаче ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ».
Мой опыт в решении проблем качества образования будет полезен не только педагогам, готовящим детей к итоговой аттестации по своему предмету, но и тем учителям, кто испытывает затруднения при обучении детей с низкой мотивацией.
Учитывая то, что трижды мне приходилось брать выпускной класс перед экзаменом  и за короткий промежуток времени готовить его к ИА, передо мной встала ПРОБЛЕМА:
подготовка к экзамену обучающихся, испытывающих затруднения в изучении математики, за короткий промежуток времени, с учетом их низкой мотивации и пробелов в знаниях.
В процессе освоения современных методических приемов в работе с обучающимися, испытывающими проблемы при обучении математике, разработке мониторинга качества результата образования  и  в совокупности с образовавшейся проблемой, были определены  направления моей работы и  сформулированы в виде следующей цели и задач:
Основная цель моей педагогической деятельности заключается в формировании ключевых компетентностей у обучающихся: информационной, коммуникативной, личностной,  учебно-познавательной, достижении высоких предметных и личностных результатов по математике и информатике.
Задачи:
определить условия, обеспечивающие индивидуализацию обучения и мотивацию к овладению знаниями,
создать условия для обеспечения качества образования с разным уровнем подготовки и формирования положительной мотивации к овладению знаниями,
систематизировать учебные знания учащихся для развития исследовательских умений в условиях адаптивной школы и познавательной активности обучающихся,
отслеживать результаты обучения через мониторинг и  индивидуальные карты  учащихся,
разработать концепцию обучения математике учащихся, испытывающих затруднения в изучении данного предмета.
В своей работе  руководствуюсь  следующими документами:
- ФЗ РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
-Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении базисного учебного плана и внесении изменений в него, об утверждении учебных планов для образовательных учреждений, о Федеральных государственных образовательных стандартах;
- Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
- Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС.
Моя педагогическая деятельность  направлена на достижение цели через использование современных образовательных технологий и новых методик, направленных на повышение качества   обучения математике и информатике в школе.
Для решения проблемы образования  я подробно изучила, освоила и применяю следующие технологии:
®              технологии дифференцированного математического образования, направленные  на  личностно-ориентированное обучение;
®              педагогические технологии выявления пробелов знаний, наиболее успешны в моей практике через мониторинг результатов контрольных точек по предмету;
®              метапредметные  технологии на уроках математики и информатики часто связываются с тематикой физики и химии,  осуществляются через сотрудничество с учителями данных предметов;
®              технология «Алгоритмизация обучения» дает возможность учащимся определить четкую последовательность УУД;
®              ИКТ, используемые на интегрированных уроках, помогают не только в наглядности, но и в сбережении времени всех участников обучающей системы.
®              создание условий для заинтересованного отношения к учёбе  дает возможность комфортного формирования универсальных учебных действий,  обеспечивающих успешное прохождение выпускниками школы итоговой аттестации. (Подробнее  приложение №4).
            Обеспечение качества математической подготовки выпускников ОУ  через освоение и применение современных методик работы с обучающимися, в том числе испытывающими проблемы при обучении математике, сроднило меня со следующими замечательными словами Экзюпери:
«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пусты.
 Обогатите их образами и картинками, на которых видны  связующие нити.
Не отягощайте детей мертвым грузом фактов,
обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать.
Не судите о способностях по легкости усвоения,
успешнее и дальше идет тот, кто мучительно
 преодолевает себя и препятствие.
Любовь к познанию – вот для меня главное мерило образованности ».
Применяя технологию индивидуального подхода к обучению и технологию личностно – ориентированного обучения, отслеживаю результаты обучения через мониторинг и  индивидуальные карты - траектории обучения.
Мониторинг качества обучения мною ведется в электронном виде, но в связи с дополнительными отчетами о проделанной работе с группами риска и одаренными детьми, мною созданы бумажные версии мониторингов выпускных классов. Предлагаю вашему вниманию мониторинги последних 3 выпусков. «Мониторинг по вертикали»- данные класса вцелом. «Мониторинг по горизонтали» - индивидуальная карта каждого выпускника с отметками динамики его успехов, сотрудничества с родителями, определения траектории его личного продвижения и.т.д.
        Благодаря использованию современных методик  и  новых технологий обучения,  были достигнуты  стабильные   положительные   результаты   освоения     обучающимися образовательных программ.
Демонстрируя диаграммы, указывающие на положительную динамику обучения, мы забываем о характеристике учащихся и о тех проблемах, которые нам пришлось совместно преодолевать.
Предлагаю вашему вниманию наш уникальный 10 класс 2012 года. Группа учащихся-выпускников 9 класса, через УО добилась открытия в нашей школе малочисленного 10 класса. Учащиеся, привыкшие к комфортным условиям малокомплектной школы, попросту пришли буквально отсидеть  2 года, мотивация к обучению у этих детей была нулевой. По итогам года (на экране скан журнала годовые оценои за 10 класс) учащимся было предложено сменить образовательный маршрут, так как вышло 6 годовых двоек (красные кружки) и только 2 хорошие оценки (синие), остальные имели слабые тройки.
Это единственный в истории нашей школы класс,  имеющий двух классных руководителей, которым приходилось ежедневно в индивидуальном  порядке  рассматривать и решать постоянно возникающие проблемы:  посещаемость занятий,  готовность к урокам, состояние здоровья, непристойность внешнего вида,  дисциплинарные нарушений, нецензурность речи так как контингент класса был «наисложнейшим»,  большая часть  детей из социально-неблагополучных семей.
Ни один учащийся не захотел уйти из школы, так как тут были «классные МАМА и ПАПА», обеспечивающие горячим питанием и семейным вниманием. Над формированием положительной учебно-познавательной мотивации в этом классе работала ВСЯ школа.
Несмотря на полное отсутствие математической базы, за год было сделано невозможное: «двойки» были закрыты «тройками», появилось 8 «хорошистов». Итоговые оценки, определяющие качество обучения выпускников 11 класса по математике, совпали с результатами ЕГЭ (Я брала результаты  ЕГЭ и по шкале переводила первичный балл экзамена в 5 бальный школьный).
-Результаты ЕГЭ по математике учащихся в 2012 году, показали повышение качества с 11% до 41%, средний балл оценки в результате подготовки учащимися к данному экзамену  вырос с 2,8 до 3,8;
-При подготовке учащихся 11 классов к ЕГЭ по математике в 2013 году наблюдалась положительная динамика  результатов муниципальных экзаменационных диагностических контрольных работ, показавшая повышение среднего первичного балла работы с 5,65 баллов до 8,88баллов; (В первой ДКР минимальный порог не преодолели 10 человек, к марту не справился всего 1 ученик)
 В начале учебного 2013-2014 года  я получила выпускной 9А класс со следующим потенциалом знаний (по итогам 1 четверти было 2 хороших оценки, 8 «двоек» и слабые «тройки»,  первая МЭДКР показала, что и эти оценки были завышены, в течении одного года была также проведена серьезная работа с учащимися по ликвидации пробелов знаний).
В 2014 году ОГЭ по математике учащиеся преодолели с положительной динамикой качества образования в 11%, средний балл оценки определил повышение с 2,7 до 3,3.
Используя полученный опыт, я предлагаю свою концепцию обучения математике учащихся, испытывающих затруднения при подготовке к экзамену,  имеющих низкую мотивацию и пробелы в знаниях, с учетом краткосрочности обучения.
Результатом успешного освоения образовательной программы стали высокие результаты выпускников 9 классов на государственной итоговой аттестации в 2015 году.
На протяжении 5 лет мною осуществлялось обучение этих двух классов в параллели (9А –класс нормы ,9В- класс КРО) . Средний балл  ОГЭ по математике в 9 А классе в 2015 году составил -3,54 балла, что является выше среднего по области и ПГО, доля качественно сдавших экзамен от общего числа выпускников  более 60%.
Средний балл ГВЭ (Стандартизированная форма оценки качества образования в классах КРО) в 9 В классе в 2015 году составил 3,57 балла, что также является выше среднего по области и ПГО, доля качественно сдавших экзамен от общего числа выпускников  также более 60%. Все выпускники (из числа сдававших экзамен) преодолели минимальный порог с первого раза
Результаты ЕГЭ по математике в 2017 году подтвердили  работу предложенной системы, так как и в этих классах были обучающиеся из группы риска.
Средний балл ЕГЭ базового уровня составил 4,5 , что также является  выше среднего балла по РФ. Средний единичный балл профильного уровня ЕГЭ по математике у моих выпускников составил 40  баллов.  Горжусь, что  выпускник  нашей школы Ермаков Максим, стал «высокобальником по математике», набрав 80 баллов при сдаче ЕГЭ профильного уровня. В ПГО в этом году всего 7 «высокобальников по математике» и в том числе наша школа.

Моя концепция обучения математике учащихся, испытывающих затруднения при подготовке к экзамену.
       1) Первое место (желтый сектор диаграммы) в моей схеме занимает организация самостоятельной работы обучающихся (САМОподготовка),  если по ФГОС 75% учебного времени отводится на  С/Р, 25% на постановку ЦЕЛЕЙ ,  ЗАДАЧ,  обобщение  и анализ результатов работы - выводы, то у детей, испытывающих затруднения при изучении математики не сформирован должным образом аппарат использования учебных ЗУН. Ребенок не сможет самостоятельно двигаться дальше, без помощи учителя, даже имея на руках шпаргалки и справочные материалы.
Нет смысла, дав ему работу, выжидать время, не обращая внимания на проблемы,  возникшие в ходе его самостоятельной деятельности.  Необходимо определить пробелы в его знаниях и помочь в возникших затруднениях. (Во время с/р, обязательно подхожу к обучающимся,  испытывающим затруднения)
Все работы в классе мной даются дифференцированно, выполняются на отдельных листах (от отдельных тетрадей для  К/р в выпускных и предвыпускных классах,  вообще отказалась), после чего делается анализ ошибок и определяются мероприятия по ликвидации выявленных пробелов ЗУН.
Также ведется ОБЪЕМНАЯ дополнительная индивидуальная работа с каждым выпускником во внеурочное время с предлагаемыми каникулярными и праздничными консультациями и частными занятиями.
       2)Системность и своевременность контроля обучения и коррекции обратной связи занимает второе место системы.
Вот уже 5 лет я использую «Онлайн - ВЕДОМОСТИ»(каждый месяц заполняется открытая таблица оценок, вывешиваемая в  классе, в которой обучающиеся могут увидеть результаты своей работы. Им предоставляется возможность повысить полученную отметку).
Мой девиз: «Не боимся делать ошибки, боимся их не исправить».
Ежедневная проверка выполнения д/з, носящая не оценочную, а отметочную систему, позволяет сразу определить траекторию  ликвидации пробелов знаний(метод «кнута и пряника» заставляет выпускников серьезней относиться к выполнению д/з).
На каждый месяц печатается открытая ведомость, где каждодневно ставится отметка о выполнении д/з  «+-+/-» , которая в течение недели должна быть закрыта «+», иначе «-» заменится «2». Уже с 5 класса моим учащимся сообщается, что  д/з по математике делать обязательно, в любом случае, даже если ПОТОП, то на лодке везем д/з по математике.
Каждый пропущенный урок и невыполнение д/з объясняется письменно и определяется время и форма ликвидации пробелов.
          3) Третье место, в своей концепции, отвожу созданию и использованию ПОМОЩНИКА для сдачи экзамена. Так в течение учебного года  после изучения каждой учебной  темы со всеми выпускными классами мы создаем МИНИсправочник, в виде «книжки –малышки». Где собраны различные способы решения экзаменационных заданий, оформленные  в  виде опорных схем, записаны все необходимые формулы, теоремы, свойства, правила, приведены краткие примеры и частные случаи решения - одним словом, создан  инструментарий, позволяющий иметь необходимый БАГАЖ ЗНАНИЙ для успешной сдачи экзамена по математике.
Тут же использован способ запоминания (взятый мной с одного из форумов новых педагогических идей) через ПРИЕМ  присвоения своего НАЗВАНИЯ частному случаю решения (так частный случай решения неполного квадратного уравнения мы вместе с детьми после уникальных преобразований называем «решим ФОКУСОМ», а решение задач на % расписываем «используя ПАУТИНКУ» и.т.д.).
В плане неоценимого помощника для подготовки к ОГЭ, я считаю использование тренажеров по новому плану экзамена. Наибольшая результативность которого достигается, если ТРЕНАЖЕР использовать не только в выпускном классе, но и предвыпускном, когда после прохождения очередной темы учебной программы  АЛГЕБРЫ или  ГЕОМЕТРИИ, отработка ЗУН ведется с помощью решения экзаменационных заданий из ТРЕНАЖЕРА. (С 9А 2015 года выпуска мы 1,5 года проработали с этим учебным пособием, оставшиеся полгода  работали со сборниками к ОГЭ).
        4)Использование ИКТ технологий на уроках математики  позволяет не только  наглядно разнообразить ход урока, но и экономить время, необходимое для построения большого количества графиков. В результате надо дать возможность САМИМ обучающимся сделать вывод и представить его в наиболее наглядном виде, используя рамки одного урока.(Мною создано более 100 презентаций, 5 видеоуроков, подготовлено более 10 видеофрагментов, украшающих многие темы урока как математики, так и информатики).
 В моем классе существует разнообразный парк техники, позволяющий на любом уроке в индивидуальном порядке каждому школьнику поработать с ЭОР.  Мною  созданы программы-тренажеры для 5-11 классов (Действия с десятичными дробями,  перевод ответа в десятичную дробь,  отработка навыков счета с положительными и  отрицательными числами).
   Выбраны образовательные  сайты с  ПС, использующие  соответствие   тематической программы  курса обучения и   школьные учебники.
Использование ЭР, ПС,  П-Тренажеров, К-О тестов в наибольшей степени помогает обучающимся, испытывающим затруднения в обучении математики, что дает им возможность  персонально, каждому в своем  обучающе- контролирующем темпе, закрепить и отработать проблемные  западающие  темы, закрепить регулятивные навыки.(Так программа «Таблица умножения»,  используется НАМИ постоянно с 5 по 11 класс , а уже с 5 класса мы используем сайты для подготовки к ЕГЭ, где дети с удовольствием решают задания предназначенные для выпускников, что повышает значимость тем математики средней школы. (В1-проценты, В2-графики, В5-Площади )
       5)Использование метапредметных связей, направлено на устойчивое формирование УУД,  необходимых на экзамене.
Тесная взаимосвязь с учителями других предметов позволяет изучение многих тем из курса математики отработать и закрепить в призме других школьных предметов (Изучение темы «ВЕКТОРЫ» из курса алгебры проходило параллельно с решением задач  на ВЕКТОРЫ по физике). Предварительный договор с учителем физики позволил одновременно изучить и закрепить данную тему сразу на двух уроках, а учитывая, что на уроках информатики мы рассматривали программу построения вектора по его координатам начала и конца, то более недели по трем предметам одновременно шло изучение именно этой тематики. (Дети говорили :« ВЫ что сговорились, везде эти векторы и на математике, и на физике,  и на ИКТ!!!»)
        6)Сотрудничество с  родителями является неотъемлемой частью  подготовки  к ИА (Являясь законными представителями своих детей, родители зачастую  обращаются за помощью в  школу по педагогическим вопросам воспитания). Учителю- предметнику выпускного класса также приходится быть в курсе школьных и семейных событий выпускников. Разговоры с родителями выпускных классов проходили почти ежедневно, так как речь шла о помощи детям  как со стороны учителя-предметника, воспитателя и, конечно же, при родительской поддержке  по подготовке к экзамену.
Меня, как предметника, всегда интересовали и будут интересовать вопросы питания детей в школьной столовой(МОЯ позиция и сейчас такова - «Кушать дети должны в школе обязательно!!! И полноценное питание влияет на качество обучения   математике!  На память,  мышление,   внимательность!!!» ).
Родительские собрания,  рейды в неблагополучные семьи, малые педсоветы совместно с родителями, школьные советы профилактики - это мероприятия по  выработке совместного комплекса действий, направленного на формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся.
         7)Работе психолога уделяется важная роль. Она направлена на помощь не только обучающимся,  преподавателю, но и родителям выпускных классов. Наша школа, имеющая ставку психолога, оказывает серьезную психологическую помощь школьникам, испытывающим затруднения при подготовке к экзамену. Совместно с психологом школы строится траектория работы учителя-математика с «трудными детьми», выпускниками - имеющими «Страхи перед ЭКЗАМЕНОМ».
         8) Методическая помощь администрации позволяет успешно реализовать рабочие программы по предмету, правильно выбрать и скорректировать элективные курсы, направленные на подготовку к экзамену. Совместные диалоги всех участников образовательного процесса,  организуемые чаще всего по просьбе математиков(моей в первую очередь),  дают возможность  правильного понимания  родителями  требований, предъявляемых учителем-предметником выпускного класса и  совместной их реализации.
Также же следует отметить неоценимую помощь  классного руководителя выпускного класса, направленную на повышение мотивации учащихся, без которой невозможна целостность всей общей работы с выпускным классом.
Весь этот огромный механизм обучения математике, дает результаты только при системной работе всех  входящих в её комплекс составляющих компонентов уже через полгода (раньше результатов быть не может, так как требуется ОСНОВАТЕЛЬНАЯ  отработка всех западающих ЗУН у выпускников, испытывающих затруднения при подготовке к ИА по математике).
      Комплекс необходимых мероприятий для  участников образовательной системы, связанных с итоговой аттестацией обучающихся, предложенный сегодня на семинаре как «Система работы учителя математики по подготовке обучающихся, испытывающих затруднения при сдаче ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ» я попыталась объединить в раздаточных материалах.
       Подтверждением эффективности работы данной системы являются результаты выпускников 2015 года, сдававших итоговую аттестацию в форме ОГЭ и ГВЭ и результаты ЕГЭ по математике 2017 года.
       Мой опыт в решении проблем качества образования, на примере этой системы работы, будет полезен не только педагогам, готовящим детей к итоговой аттестации по своему предмету, но и тем учителям, кто испытывает затруднения при обучении детей с низкой мотивацией.
       В заключение хочу остановиться на пяти принципах, которые мне помогают в работе.
           Принцип свободы выбора.                                  
В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
          Принцип открытости.
«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. Печально то, что ученик не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник границы своей информированности, границы познания наук. Поэтому необходимо показывать эти границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами курса.
           Принцип деятельности.
  Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, -    это деятельность».Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
           Принцип обратной связи.
Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи.
           Принцип идеальности (высокого КПД).
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности, уменьшения затрат в процессе образования.
Замечу, что каждый из этих принципов реализуется с помощью целой гаммы конкретных приемов, над разработкой и применением которых, конечно же, надо продолжать работать.

Как известно, нет предела совершенству. Как правило, каждый из нас имеет свои профессиональные хитрости, приёмы. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему у каждого из вас.